Энергия мотивации

Энергия мотивацииЧто такое энергия мотивации?

В комментариях к моей предыдущей публикации, посвященной мотивации персонала, была интересная мысль о том, что существует три вида мотивации: либо деньгами, либо временем, либо мотивация энергией. А ведь если задуматься – это одно и то же. Ну, почти. По крайней мере, субстанции легко переходящие друг в друга и иногда легко взаимозаменяемые.

О том, что время – деньги, думаю, знают все. И правда, мы обмениваем рабочее время на деньги, мы можем сэкономить массу времени, заплатив, например, другим людям за какую-либо работу. То же самое и с энергией. Чтобы двигаться быстрее, нужно приложить больше энергии, чтобы заработать деньги, нужно затратить энергию, и потратив время и деньги, можно энергию сэкономить, не так ли?

Да простят меня теоретики  физики и экономики за чисто практический подход, но, на мой взгляд, с точки зрения практики мотивации, энергия, время и деньги – суть разные состояния одной и той же субстанции, как лед, вода и пар разные состояния одного вещества – воды.

А причем же здесь мотивация? — спросите вы. Все просто: мотивация это и есть энергия. Энергия мотивации, которая необходима для достижения цели. Чтобы система пришла в движение нужен большой энергетический вброс. Запустили двигатель – машина поехала. Дальше для поддержания движения тоже нужна энергия, но значительно меньше.

Точно также, чтобы человек начал движение к своей цели нужен первоначальный запускающий момент – энергия мотивации. Когда мы уже в процессе движения к цели, нам дает необходимую энергию само движение (инерция), небольшие промежуточные победы, поддержка окружающих (кому-то, наоборот, сопротивление окружающих добавляет куража и задора).

Откуда берется энергия мотивации?

Что может быть для человека таким запускающим моментом? Для каждого, безусловно, это что-то свое. По ценностному содержанию. Но есть нечто объединяющее: нужна разность потенциалов – разница, дельта. Чтобы состояние человека после достижения цели было бы намного лучше, чем его текущее состояние. Или, чтобы состояние человека, если он останется на месте, было бы сильно хуже текущего. Старый добрый кнут и пряник, (Мотивация К или мотивация ОТ, приближения или уклонения, позитивная и негативная мотивация – это разные названия одного и того же). Об этом поговорим подробно в следующих публикациях, а сейчас вернемся к энергии мотивации.

Эмоции, связанные с достижением (или недостижением) цели – радость или страх — должны быть достаточно сильными. И чем больше цель, чем больше усилий нужно приложить для ее достижения, тем эмоция должна быть сильнее.

Часто приходится слышать, что хорошо поставленная цель дает сама собой энергию мотивации для ее достижения. Отчасти это так. Но здесь важно не перепутать. Цель – это направление движения. Мотивация – энергия, которая определяет, с какой скоростью мы бежим в нужном направлении, добежим ли мы до цели, и вообще, бежим ли? Или любуемся красивой целью, не делая ни одного шага в ее направлении.

И хорошо поставленная цель отличается от прочих тем, что в процессе ее постановки как раз создается еще и энергия мотивации – та самая разность потенциалов. Мы визуализируем результат, мы вживаемся в него, ощущаем всеми органами чувств, переживаем радость, восторг, гордость и другие эмоции, связанные с достижением. И нам там нравится, нас туда – тянет. (А если не тянет – то это плохо поставленная цель, или не наша цель, нам туда не надо).

Как получить доступ к энергии мотивации и как ее использовать?

Когда мы мотивируем себя либо подчиненных, неважно, временем, деньгами или энергией, очень важно позаботится о нужном количестве энергии мотивации, создать ту самую дельту, достаточную  для достижения цели.

При этом, энергия мотивации может создаваться по разному. Во-первых, за счет увеличения притягательности результата действия – дельта между базовым и хорошим (мотивация К, позитивная мотивация). А во-вторых, за счет увеличения страха негативных последствий бездействия – дельта между базовым и плохим. (мотивация ОТ, негативная мотивация). Как понять, что выбрать в конкретной ситуации – кнут или пряник – поговорим в следующей публикации.

Предположим, у вас в распоряжении есть такой вид энергии мотивации, как время. «Выполнишь план по продажам – получишь дополнительный выходной». Если ему сильно нужен этот выходной, он уже знает, как он им распорядится – побудет с семьей или, например, поедет летать на параплане – и у него в голове уже есть притягательные картинки на эту тему, то этого может быть достаточно, чтобы он выложился на все сто, выполняя план.

А если у него нет таких влекущих образов, то может сработать «механизм Таити» — выходной, он когда еще будет, а напрягаться нужно сейчас. И вообще, кто не напрягается, тот и не устает. Выходной, конечно, хорошо, но и сейчас неплохо. Нет разности потенциалов – нет энергии мотивации. Значит, в этой ситуации нужно запустить процесс создания влекущих образов выходного.

Или напугать, как будет ему плохо, если работа не будет сделана в срок. В зависимости от того, какой вид энергии мотивации более эффективен для конкретного человека – кнут или пряник.

Например, хотя бы так: «Выполнишь план по продажам – получишь дополнительный выходной. Ты уже знаешь, как именно ты оторвешься по полной, чтобы этот выходной стал незабываемым?» И если процесс творения образов пошел – вы заметите это по невербальным изменениям — чуть смягчившемуся лицу, улыбке, чуть затуманенным глазам, или, наоборот, по подобравшейся фигуре, ставшей более упругой походке, блеску в глазах – значит, энергия мотивации начала свою работу! Это вариант позитивной энергии мотивации.

Или так: «Ты уже знаешь, что я тебе оторву, если ты не выполнишь план продаж?» Здесь процесс творения страшных образов вы также отследите по чуть изменившейся невербалке. Напряженным скулам, покраснению/побледнению лица, сжавшимся рукам – наблюдайте небольшие изменения, и вы также поймете, начала ли энергия мотивации ОТ свою работу.

В следующей публикации обещаю подробнее рассказать об эффективном приложении энергии мотивации – выборе кнута или пряника.

А если для вас важно научиться инструментарием нематериальной материальной мотивации, приглашаю на тренинг «Нематериальная мотивация персонала или Как получить максимум от своих сотрудников без дополнительных затрат«.

Энергия мотивации: 9 комментариев

  1. Да, интересно!
    Анна, а что такое «механизм Таити»? Что-то знакомое, но что-то не припомню что.

    1. «Механизм Таити» — помните мультик про попугая Кешу? Был там персонаж — Толстый рыжий кот. И его «коронная» фраза: «Таити, Таити, не были мы ни в какой Таите! Нас и здесь неплохо кормят» :). Метафора — зачем напрягаться, чтобы стало хорошо, когда и так неплохо. Очень яркая и многоплановая иллюстрация про мотивацию «кнута и пряника» и мотивацию по ценностям, о чем будут мои следующие статьи.

  2. Согласен с тем, что получить энергию мотивации можно за счёт разности текущего и желаемого состояния.

    Насчёт мотивации деньгами, временем и энергией. Деньги — самая конвертируемая валюта. Можно конвертировать как во время, так и в энергию, а обычно конвертируется и в то, и в то. Мы можем например сделать ремонт своими руками, потратив много энергии и времени. А можем купить время и энергию рабочих за деньги, освободив их у себя. А вот время и энергию они почти независимы друг от друга.
    Если у нас дефицит времени, мы используем негативную мотивацию, используя её основное свойство — человек по жизни стремиться минимизировать своё время пребывания в негативе. Если у нас в запасе много времени, то можно выстраивать отношения с помощью позитивной мотивации.

    1. Денис, точно подмечено — деньги, действительно самая легко конвертируемая валюта. Как и в экономике — всеобщий эквивалент. Хотя и старый добрый бартер — время на энергию, и наоборот, тоже во многих случаях вполне работает.
      И еще одна точная и ценная мысль: негативная мотивация безусловно работает быстрее: если мы видим непосредственную опасность нашей жизни и благополучию, то, безусловно будем действовать гораздо быстрее, без всяких там сомнений, рассуждений и раскачки. Но это одна сторона медали. Вторая же заключается в том, что разные люди мотивируются по разному, как для разных автомобилей нужны разные марки топлива.
      Чувствую, назрела необходимость написать про позитивную и негативную мотивацию — мотивацию «кнута и пряника».

  3. Здравствуйте Анна, прочитала статью и возник вопрос: «Какая же энергия мотивации все-таки лучше?» Мне кажется позитивная, название же говорит само за себя. А тогда, как обходиться только позитивной мотивацией? И зачем вообще создавать негативную энергию мотивации, это же так неприятно!

    1. «Позитивная» мотивация звучит, конечно, приятнее :). И, наверное, было бы здорово, если бы была возможность обходиться без негативной мотивации. Ну, как лето без зимы, день без ночи, розы без шипов, сливы без косточек. Но дело в том, что человек, в большинстве своем ленив и инертен (ну ладно, склонен рационально тратить свои ресурсы :)). И, когда все в целом неплохо, напрягаться, чтобы стало хорошо — в большинстве своем не будет. И далеко не все люди, далеко не во всех ситуациях способны мотивироваться притягательными образами будущего.

      Это была плохая новость. А хорошая новость состоит в том, что и позитивная мотивация и негативная — одинаково не хороши и не плохи. Названия — достаточно условны. И та и другая приводят к желаемому результату. Мне вообще больше нравится название «мотивация Приближения» и «мотивация Уклонения», т.к. оно лучше отражает суть этого явления. Человек стремится приблизиться к позитивным образам, созданным в его воображении, или уклоняется, убегает от реального дискомфорта в теле, вызванного или переживанием, или представлением воображаемого негатива. И в этом случае человек реально испытывает негатив, неприятные ощущения в теле. Именно поэтому эта мотивация и названа негативной, а не потому, что она хуже позитивной.

      Представьте, что вы пришли в фитнесс-клуб и опросили людей, которые там занимаются, о том моменте, когда они приняли решение начать тренировки, и о том, что их побудило к этому. Кто-то скажет: «Хочу и через 10, 20 … 50 лет хорошо выглядеть и прекрасно себя чувствовать» или «хочу иметь красивое тело и нравится девушкам/мужчинам». А кто-то скажет: «Замучили болезни, решил привести себя в порядок» или «Надоело, что девушки/мужчины на меня не обращают внимание». И вы, конечно, догадаетесь, у кого ведущая мотивация — позитивная, у кого — негативная :). Но результат для них — одинаков: они пришли в спортзал и занимаются там.

  4. Довелось мне работать под руководством человека, который искренне верил, что страх — это лучшая мотивация. Подчиненные должны бояться — и баста!
    Как только подчиненные это поняли, они тут же совершенно безошибочно выстроили свои поведенческие стратегии: сначала — сделать себя незаменимыми (тут хорош любой способ — замкнуть на себя информационные потоки, отношения с контрагентами, выполнять блистательно те функции, которые никто другой не сделает и проч.), а потом этой незаменимостью начальника шантажировали. И под этим соусом получали и отгулы, и дополнительные бонусы, и все, что хотели!
    Короче, самая лучшая мотивация — это грязный шантаж! Но шантажировать тоже надо уметь :)

    1. Ну все правильно, негативная мотивация — очень эффективное, но обоюдоострое оружие. И пользоваться им нужно, понимая и применяя массу тонкостей и нюансов. Ваш руководитель видимо был не слишком умелым руководителем. И точно не был на моем тренинге по мотивации персонала :)
      Страх очень сильный мотиватор. Но закон Ньютона никто не отменял: действие равно противодействию. Лучше, когда люди боятся не руководителя, а разочаровать руководителя — почувствуйте разницу! :) Но это уже большая отдельная тема — как руководителю создать свой авторитет.

    2. Ваш бывший руководитель, Анастасия, видимо, или человек был недалекий или просто не умел руководить. Т.е. руководителем как раз и не был.
      Во-первых он не смог наладить контакт с коллективом. А следовательно не владел обычными коммуникативными навыками.
      Во-вторых он допустил чтобы у него появлялись «Незаменимые» сотрудники. Труднозаменимым может быть главный бухгалтер :smile: . И то меняют, если надо :lol:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>