В предыдущих статьях мы рассмотрели мотивацию по ценностям, подобрали слова для мотивации разных типажей. И сегодня рассмотрим, как проявляется себя разные типажи сотрудников в ситуациях, часто встречающихся в работе и бизнесе, там где руководителю приходится мотивировать своих сотрудников:
Ситуация 1: Ваша компания организует корпоратив:
Как проявляются ценности «Денежников». Эти замечательные ребята будут ворчать между собой «лучше бы деньгами дали…» Но коль уж так – он постарается получить от корпоратива максимум. Хорошо покушать, попеть в караоке (если предусмотрено), оторваться по полной в каких-нибудь играх и развлекаловах (если это в принципе ему свойственно).
Как проявляются ценности «Статусников» – они используют корпоратив для того, чтобы оказаться поближе к начальству и продемонстрировать коллегам свой статус, быть лучшим, блеснуть. С боссом — пообщаться в неформальной обстановке, непременно сфотографироваться. Караоке – да, если поет хорошо. Игры, конкурсы – да, если гарантированно победит. Если руководство увидит и услышит его триумф – вдвойне хорошо.
Как проявляются ценности «Хоббитов». Эти славные люди постараются побыть «приличное» время и тихонько смыться.
Как проявляются ценности «Романтиков» – непредсказуемо. Скорее всего, будет нечто супероригинальное, чего вы не сможете не заметить.
Как проявляются ценности «Результатников» – придут, если увидят пользу для достижения своих целей. Например, пообщаться с руководством или коллегами (нужными для конкретного проекта или вообще полезными по делу) в неформальной обстановке. Но, в отличие от статусника, цель общения будет несколько другая – продвинуть решения, которые помогут быстрее добиться цели, закончить проект, получить запланированный результат.
Как проявляются ценности «Идейников / коллективников». Они будут всячески демонстрировать коллективизм и лояльность компании – обязательно будут участвовать в предлагаемых играх, уговаривать других тоже принять участие.
Ситуация 2: Вы предлагаете своим сотрудникам поработать сверхурочно.
Как проявляются ценности «Денежников». Нет проблем, заплатите – поработают. Не заплатите – не поработают.
Как проявляются ценности «Статусников». Поработают, если: если за это будут какие-либо статусные дивиденды: повышение в должности, благодарность (публичная) от начальства, или, хотя бы, об этом гарантированно узнает главный босс.
Как проявляются ценности «Хоббитов». Спокойно поработают за отгул. В противном случае, найдется абсолютно «железобетонное алиби» — Очень Важная Причина, по которой он, к его огромному сожалению, никак не сможет выйти поработать сверхурочно. А как бы хотелось…
Как проявляются ценности «Романтиков». Выйдет, если объясните ему, что без него, такого необыкновенного и талантливого остальные никак не справятся.
Как проявляются ценности «Результатниов». Когда поглощены достижением конкретного результата – вообще не сильно следят за временем. И могут задержаться на час – другой на работе только потому, что «поперло» — пришло вдохновение и процесс пошел. Это, кстати, единственный из типажей, который, если установить ему свободный график, будет работать больше, а не меньше. Для него лучше не говорить, что «нужно выйти сверхурочно», а просто определить сроки сдачи проекта. И он сам выйдет, когда нужно будет.
Как проявляются ценности «Идейников / коллективников». Если надо – значит надо. Еще и будут следить, чтобы остальные тоже вышли.
Ситуация 3: Вы проводите корпоративный тренинг.
Как проявляются ценности «Денежников». – вообще-то будут ворчать и не очень радостно воспримут эту новость. Если тренинг в рабочее время– будет говорить, что лучше бы поработать. А если в выходной, то непременно спросит: «А будет ли оплачиваться?». Но, если вы сумеете убедить его, что тренинг поможет ему больше зарабатывать, а также, озвучите, сколько ему бы пришлось заплатить за участие в этом тренинге, если бы он проходил его сам, то денежник придет, и даже будет активен и внимателен.
Как проявляются ценности «Статусника». Обязательно поинтересуется, будут ли вручаться сертификаты. Обязательно поинтересуется, будет ли присутствовать босс. Будет участвовать охотно и с полной отдачей, если на оба вопроса получит положительные ответы и если вам удастся убедить его, что это благотворно скажется на его карьере.
Как проявляются ценности «Хоббитов». Также сильно постарается найти Очень Важную Причину. Если руководство не поведется на это, то в переыве подойдет к тренеру, и, проникновенно глядя в глаза, будет говорить, какой вообще классный тренинг, и как он был бы рад присутствовать на нем до конца, но вот, к сожалению, именно сегодня, так сложились обстоятельства… И не мог бы тренер его отпустить?
Как проявляются ценности «Романтиков». Как правило, охотно участвуют в тренингах, поскольку тренинг – хороший способ показать во всей красе свой ум, талант и нетривиальность. Но при этом сильно осложняют жизнь тренеру, поскольку непрерывно тянут на себя внимание группы и тренера.
Как проявляются ценности «Результатников». Будут участвовать охотно, если в ближайшее время нет жестких дед-лайнов по проектам, и если удастся убедить их, что тренинг поможет им повысить эффективность их работы, быстрее и легче достигать поставленных целей. Правда, каждые 15 мин. могут выскакивать, чтобы позвонить или проверить почту в ожидании важного сообщения от клиента.
Как проявляются ценности «Идейников/коллективники». Надо – придут. Будут всегда в курсе того, где остальные, помогут собрать народ с перевыва, охотно будут принимать участие в поигралках и всяких командных упражнениях. Будут требовать от тренера подтверждения правильности идей и ценностей, принятых в компании и будут сильно разочарованы, если тренер не разделяет ценности и идеи, декларируемые компаний
Интересная классификация. Прочел все Ваши статьи по мотивации, особенно порадовала эта последняя. Узнаю многих своих знакомых.
А вопрос такой, определить своих друзей и сотрудников получается, а себя нет. Мне кажется, что в одних ситуациях я Результатник, в других Романтик, а иногда бываю Денежником, так кто же я все-таки такой?
Никита, спасибо за хороший вопрос. Себя определить действительно сложнее, чем других. К себе мы все-таки сильно пристрастны. И, кроме того, как я уже писала, любая типология — это большая условность. Поскольку, человек сложная и многофакторная система, а любая типология классифицирует его по одному или нескольким факторам — в любом случае по ограниченному их набору.
И еще, нужно учитывать, что есть общий тренд, а есть ситуативная мотивация. Например, если у человека остро стоит жилищный вопрос, то какова бы ни была его базовая мотивация — некоторый сдвиг в в сторону денежника будет присутствовать.
Чтобы точнее определить себя — честно вспомните две вещи:
1. Момент, предшествовавший принятию решения (мы говорим о мотивации к работе, поэтому вспомните несколько своих решений по поводу работы). Что именно было главным для Вас в принятии решения.
2. Момент достижения цели (опять-таки по поводу работы) — от чего был самый сильный кайф: «Вау, я это сделал!» или «У менря получилось, и все заметили и восхищаются, а кто-то откровенно завидует!!!» или «Отлично, а теперь подсчитаем, сколько мне за это заплатят!».