В одной из предыдущих записей, я обещала продолжить разбор интересных, с точки зрения навыков продаж и управления, фрагментов из фильмов (в частности из фильма «Троя»). Сегодня пришла пора выполнения обещаний. Хочу показать вам очень яркий управленческий фрагмент про нематериальную мотивацию персонала.
Вообще, говоря о мотивации, в первую очередь приходит в голову всевозможные системы материальной мотивации персонала: оклады, проценты, KPI, надбавки, премии и пр. И очень часто на тренингах руководители жалуются на несовершенства существующей системы и сложность ее изменения. Это тема большая, сложная и отдельная. Обещаю посвятить ей должное время и внимание.
Но сейчас хочется поговорить о том, о чем часто руководители забывают. О нематериальной мотивации персонала. Более того, о той ее части, которая всецело находится под контролем руководителя. А именно – о персональном воздействии руководителя. Это очень простая и одновременно сложная часть системы нематериальной мотивации персонала. Ее простота и прелесть в том, что она у нас всегда под рукой и не зависит ни от бюджетов, ни от корпоративной политики, ни от каких-то сторонних факторов: для этого нужен только руководитель и сотрудник. А сложность в том, что эффективное персональное воздействие с целью нематериальной мотивации персонала требует высокого авторитета руководителя и немалого мастерства.
Вот о мастерстве нематериальной мотивации персонала сегодня и поговорим. Точнее, вначале посмотрим:
Хороший человек Гектор. Очень ответственный, цельный, справедливый, великий воин и огромный авторитет для своих соратников. Опять же стоит за правое дело – защищает свою родину, дом, семью. Чисто по-человечески мои симпатии в этой истории всецело на его стороне. Но для успешного полководца (руководителя) быть хорошим человеком мало. Надо еще уметь поднять дух своих воинов (подчиненных) до таких высот, чтобы они просто не смогли не победить!
По-моему, даже не зная, чем закончился фильм и история, несложно предугадать, кто победит, правда?
Ситуация, которой легко найти параллели в нашей управленческой жизни: вы поручаете своим сотрудником дело, где недостаточно просто следовать инструкции «от сих до сих» (где, интересно, такие инструкции бывают? Точно не в продажах!). Где важно, чтобы сотрудники выложились от души, показали максимум того, на что они способны. И здесь недостаточно просто сказать им, что делать, надо еще их воодушевить, чтобы глаза у них загорелись, чтобы они не скисли от первой же преграды. Нужно создать мощную мотивацию. А поскольку бюджет – всегда ресурс ограниченный, то нужно создать мощную нематериальную мотивацию сотрудников. Бывают у вас такие ситуации?
Давайте проанализируем, что же делают наши герои, чтобы воодушевить своих воинов. В чем разница между мотивацией и мотивацией, «обреченной на успех»? Давайте поищем принципиальные отличия. А заодно и сформулируем:
Принципы успешной нематериальной мотивации персонала.
С чего начинается речь Гектора? «Всю свою жизнь я…» С чего начинается речь Ахиллеса? С обращения к своим воинам, «Мирмидонцы, мои братья по оружию!» Понятно, что каждого человека в первую очередь интересует он сам. Но ведь это относится и к нашим сотрудникам, тем, кого мы мотивируем?
1 принцип нематериальной мотивации персонала: Обращайтесь лично. Если говорите перед группой сотрудников, сделайте так, чтобы каждый чувствовал личное к нему обращение.
О чем говорит Гектор? О себе, о своих принципах, законах чести — о достаточно абстрактных понятиях. Не факт, что близких и понятных простому воину. (Как часто мы говорим о миссии фирмы, о ее планах и принципах без учета того, насколько это близко нашим сотрудникам!) О чем говорит Ахиллес? О них, о своих воинах, о том, какие они могучие и отважные и как он в них верит. Как отличный руководитель, Ахиллес внушает им, что они уже такие, какими он хочет их видеть! (Часто ли мы говорим об этом своим сотрудникам?)
2 принцип нематериальной мотивации персонала: Говорите о вещах, близких и понятных для людей, затрагивающих их интересы.
А заодно и 3 принцип нематериальной мотивации персонала: Говорите людям, как вы их цените, верите в них и гордитесь ими. Лучше тоже конкретно. «Я выше ставлю вашу рать, чем многотысячное войско» звучит гораздо более убедительно, чем просто «Я горжусь вами».
Идем дальше. Куда направлена речь Гектора? В прошлое: «Всю свою жизнь…» Куда направлена речь Ахиллеса? В ближайшее будущее: «Что ждет вас за морем?» Он рисует своим воинам картину победы.
4 принцип нематериальной мотивации персонала: Говорите о будущем. Но, не далеком и абстрактном, а о близком, прямом результате их успеха. Рисуйте своим сотрудником яркие и привлекательные картины победы. (Или , в крайнем случае, столь же яркие, но устрашающие картины поражения. В случае Гектора, картина разорения их домов и угона в рабство их близких была бы намного убедительнее, чем «За нашу любимую родину…»).
Каким призывом заканчивает свою речь Гектор? «Будем сражаться!». «Сражаться» — это процесс, глагол несовершенного вида, в будущем времени. Сражаться-то они будут… А чем заканчивается речь Ахиллеса? «Идите на Трою!» — императив. А еще сильнее было бы «…И возьмите ее!» — императив совершенного вида.
5 принцип нематериальной мотивации персонала: совершенный вид глагола выражает результат, и потому он воздействует сильнее, чем глагол несовершенного вида, выражающий процесс. Императив сильнее других форм глагола побуждает к действию.
Какая энергетика в речи Гектора? По «невербалке» явно считываются его тревоги, сомнения и дурные предчувствия… Человек Гектор имеет на это право. Полководец Гектор – нет. По крайней мере, транслировать их своим подчиненным перед битвой. А какая энергетика в речи Ахиллеса? Совсем другая… Интонации, жесты, контакт глаз, дистанция… Хотя, как вы помните, для него решение идти на Трою тоже не было простым. (Всегда ли мы отслеживаем, какие эмоции и состояния мы транслируем своим подчиненным?)
6 принцип нематериальной мотивации персонала: Следите за своей энергетикой и за тем, какие состояния и эмоции вы передаете своим подчиненным. Для того, чтобы они были уверены в своем успехе, вы должны всеми доступными способами демонстрировать мегауверенность в их успехе!
Хороший был город Троя. Огромное богатство, мощные крепостные стены, отважные воины, мудрые правители… Все шансы они имели победить. И дело даже не в хитроумном Одиссее с его конем и в немилости богов… Просто с нематериальной мотивацией персонала у них накладка вышла.
Отличный материал Анна, всегда с увлечением читаю Ваши публикации, спасибо.
Дима, и Вам спасибо за теплый отзыв! Как там Хабаровск?
Иногда самой лучшей нематериальной мотивацией является хорошая трех-этажная МАТивация: выражения во вполне понятных всем словесных формах, и главное — каждый человек, услышавший такой стимул, сможет придать ему свое, важное именно ему, смысловое значение. 😀
Это да 🙂 Стиль персональной мотивирующей беседы руководителя с подчиненным может быть разным. Я так подозреваю, что речь наших героев была вполне себе политкорректной только в кино, а в их суровой древнегреческой жизни их мотивирующие речи были ярко расцвечены их родным древнегреческим трехэтажным. 🙂 Но это уже, конечно, сильно по ситуации.
По сути, нематериальная мотивация персонала — это время и энергия.
Мотивация временем — это ты даёшь задания сотруднику. Как только он делает их, может идти домой. Разумеется, если ты платишь сотруднику за его работу, а не за время, проведённое на работе. Если второе — то что удивляться тому, что работник ничего не делает? Зачем, если он и так получит деньги?
Мотивация энергией — это передача энергии, которую сотрудник может использовать для работы. Много способов ты сама описала в статье: создание привлекательной картинки ближайшего будущего, голос, жесты и так далее.
Мотивация временем — тоже интересная тема. Поговорим и про нее 🙂 К сожалению, очень часто у нас платят именно за время, проведенное на работе. Я встречала такие варианты даже в продажах, как это ни странно!
Мотивация энергией — очень и очень разнообразная и многоплановая. Более того, я писала в этом постике только тех моментах, что которые были ярко проиллюстрированы в кинофрагменте. И к этой теме тоже будем возвращаться, думаю неоднократно.
С интересом прочел вашу статью. Понравилось, но возник вопрос. Ахиллес постоянно поднимает чувство собственной значимости у своих воинов. Ставит их на один уровень с собой. Насколько, по-вашему, это оправданно в реальном современном руководстве?
Да, мне это тоже интересно.
Возможно, если руководитель имеет непререкаемый авторитет у своих сотрудников и твердо держит в своих руках бразды правления, то он может часто так поступать.
Ну, что-то вроде железной руки в бархатной перчатке 🙂 .
Спасибо, Сергей! Очень хорошая метафора: железная рука в бархатной перчатке: действительно, зачем непродуктивно тратить усилия и энергию на то, чтобы заставить людей вам подчиняться? Лучше сделать так, чтобы им нравилось вам подчиняться. И вы абсолютно правы, если у руководителя есть авторитет в глазах сотрудников, то можно не бояться того, что в какой-то момент вы дадите им почувствовать себя на равных с вами. Это дает дополнительные плюсы к вашему авторитету. Помните мифы о больших вождях и лидерах, любимых в народе? Там обязательно присутствуют эпизоды, где «вот он такой простой и человечный».
Никита, спасибо за интересный вопрос! Вообще позиционирование руководителя относительно сотрудников: выше, ниже, на равных и дистанция: ближе, дальше — это один из очень эффективных инструментов хорошего управленца. И именно в современных условиях очень важно ими владеть. Ведь сотрудники выбирая работу выбирают не только финансовые условия и бренд компании, но и руководителя. У сотрудника всегда есть выбор. С каким руководителем хотелось бы работать вам? Вряд ли с тем, который «укрепляет свой авторитет» за счет того, что опускает уровень своих сотрудников? А скорее с тем, с которым вы растете и развиваетесь, верно? С другой стороны, бывают ситуации, когда необходимо уметь командовать очень авторитарно, чтобы сотрудники слушались вас быстро и беспрекословно. И, конечно, надо уметь руководить из любой позиции. На мой взгляд, в большинстве ситуаций, в нашей работе штатном режиме удобнее, комфортнее и эффективнее управлять из ситуации «на равных» — менее энергозатратно, поскольку не приходится тратить время и усилия на преодоление сопротивления сотрудников, которые, конечно же не слишком желают быть сильно «снизу». Ну а создавать позицию «на равных» лучше, поднимая их до своего уровня, чем опускаясь на их уровень. Во-первых, таким образом повышается общий средний уровень, и следовательно продуктивность подразделения в целом, во-вторых, это дает дополнительную мотивацию людям и повышает ваш авторитет, ну а в третьих, личную энергию тратят они, на то, чтобы соответсвовать этому уровню.